Воскресенье, 11 Декабря 2016, 11:54

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ

адвоката Дмитрия Тодорова

г.Одесса ул. Малая Арнаутская, 4

Главная страница | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
Главная » Бесплатная юридическая консультация в интернете » Хозяйственное право

ВОПРОС:

Имеет ли право госслужащий быть участником хозяйственного общества?

Является ли государственная служба препятствием для субъекта быть учредителем/участником частного предприятия (либо ООО).
Можно ли принудительно исключить участника/учредителя из общества на основании того, что он является государственным служащим?

Евгений, Симферополь


ОТВЕТ:

Вопрос не такой простой.

Излагаю свое видение ситуации с аргументацией и ссылками на законодательные акты.

І. Руководителям, заместителям руководителей государственных предприятий… и их структурных подразделений запрещается непосредственно заниматься предпринимательской деятельностью.
(ст.5 Декрета КМ Украины «Об упорядочении деятельности субъектов предпри-нимательской деятельности, образованных при участии государственных предприятий» №24-92 от 31.12.1992г.).

Предпринимателями являются субъекты хозяйствования, что прямо указано в ч.1 ст.42 Хозяйственного Кодекса Украины:
 «Підприємництво - це самостійна, ініціативна, систематична,на власний ризик господарська діяльність, що здійснюється суб'єктами господарювання (підприємцями) з метою досягненняекономічних і соціальних результатів та одержання прибутку».

Если гражданин учреждает предприятие, то в качестве субъекта хозяйственной деятельности (предпринимателя) регистрируется не гражданин, учредивший предприятие, а само предприятие.
Таким образом, предпринимателем является не гражданин, учредивший предприятие, а предприятие, учрежденное им. 

ВЫВОД: 
Гражданин, учредивший предприятие, предпринимателем не является.

Все это прямо или косвенно вытекает из положений Хозяйственного Кодекса. 

ІІ. Запрет руководителям… государственных предприятий заниматься непосредственно предпринимательской деятельностью,
«не виключає їхнього права отримувати дивіденди від акцій, а також доходи від інших корпоративних прав».
(ст.5 Декрета КМ Украины «Об упорядочении деятельности субъектов предпри-нимательской деятельности, образованных при участии государственных предприятий» №24-92 от 31.12.1992г.).

Корпоративні права - право власності на статутний фонд(капітал) юридичної осо-би або його частку (пай), включаючи права на управління, отримання відповідної част-ки прибутку такої юридичної особи, а також активів у разі її ліквідації відповіднодо чинного законодавства, незалежно від того, чи створена така юридична особа у формі господарського товариства, підприємства,заснованого на власності однієї юридичної або фізичної особи, абов інших організаційно-правових формах. 
(ст.1.8 Закона Украины «Про оподаткування прибутку підприємств»).  

ВЫВОД:
Гражданин, учредивший предприятие и сам же работающий директором этого предприятия, также не является предпринимателем, т.к. директор предприятия является не предпринимателем, а органом управления предприятием – субъекта хозяйствования, и сам, как директор, не зарегистрирован в качестве предпринимателя, а пользуется своим корпоративным правом, которое включает в себя право на управление этим предприятием, что ст.5 Декрета не запрещает.

Подтверждением правильности сделанного вывода является следующий аргумент.
Государственным служащим, в том числе и народным депутатам Украины (ст.2 Закона «О борьбе с коррупцией») запрещено заниматься предпринимательской деятельностью (п.б ст.5 этого Закона), хотя общеизвестно, что значительное количество депутатов являются учредителями предприятий. 
Никто не лишает их мандата депутата, т.к. учреждение предприятия не является предпринимательской деятельностью.

В то же время госслужащим, в том числе и народным депутатам, прямо запрещено не только заниматься предпринимательской деятельностью, но и управлять предприятиями (п. «в» ст.5 Закона «О борьбе с корупцией), поэтому некоторые из них именуют себя Почетными Президентами своих предприятий, официально не управляют ими и не получают зарплаты за управление своими предприятиями.

Что же касается руководителей… государственных предприятий, не являющихся госслужащими, то закон не запрещает управлять им своими предприятиями, а напротив, упомянутая выше ст.5 Декрета КМ Украины № 24-92 прямо разрешает им это.

ОБЩИЙ ВЫВОД:
Статья 5 Декрета КМ Украины № 24-92 не дает оснований для увольнения руководителя… государственного предприятия, учредившего частное предприятие и работающего на нем директором, по ст.431 КЗоТ в связи с ограничениями на работу по совместительству, предусмотренными законодательством.

Исключить участника из общества на том основании, что он госслужащий нельзя. Когда законодателем устанавливаются ограничения на совместительство для государственных служащих, это означает, что законодатель беспокоится о государственных интересах, чтобы государственная служба не была использована в интересах частных предпринимательских структур, а не наоборот, чтобы "служба" в частном предприятии не была использована в интересах государства. Если госслужащий нарушает порядок совместительства, он должен быть уволен с госслужбы, а не исключен из общества для сохранения его на госслужбе.


Ответ дан по состоянию законодательства на день ответа.

Законодательство (кодексы, законы и т.д.) можно найти на сайте Верховной Рады Украины



Ответ добавлен: 08 Октября 2008
Использование материалов сайта разрешается только при наличии гиперссылки на www.todorov.od.ua
Юридические услуги. Одесса. Адвокат Дмитрий Тодоров Мы в Google+ © 2007 - 2016


Хостинг от uWeb